30 сент. 2009 г.

Почему хорошо развить в себе романтическое красноречие


В современной жизни, как правило, существует хрестоматийная ситуация любовного треугольника. Он, Она и Она. Или Она, Он и Он. В соревновании за сердце возлюбленной побеждает тот, кто сможет разбудить романтическую грезу, которая, уверяем, все равно не ушла из сердца молодого поколения даже нашего прагматичного века. Разве такие красивые слова не способны тронуть каменное сердце красавицы?!
И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной;
Его усыплю той росой;
Лучом румяного заката
Твой стан, как лентой обовью,
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою;
Всечастно дивною игрою
Твой слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря;
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное
- Люби меня!..
(М.Лермонтов "Демон")

Но романтический герой - это не только красивые слова, но и красивые поступки:
Над морем красавица дева сидит;
И, к другу ласкаяся, так говорит:
"Достань ожерелье, спустися на дно,
Сегодня в пучину упало оно!
Ты этим докажешь свою мне любовь!"
Вскипела лихая у юноши кровь,
И ум его обнял невольно недуг,
Он в пенную бездну кидается вдруг...
(М.Лермонтов "Баллада")

Хорошо, если при романтическом красноречии ты окажешься способным на романтический благородный широкий жест... А среди литературных произведений эпохи романтизма можно найти много таких примеров благородства и самоотверженности. Так, Сирано де Бержерак (Ростан "Сирано де Бержерак") жертвует не только жизнью, но и счастьем ради любви и счастья своей возлюбленной. Он отдает свой дар красноречия на службу сопернику, добывая ему ответное чувство своей избранницы. Сам он при этом благородно остается в тени. Карл Моор - герой трагедии Шиллера "Разбойники" предпочитает убить себя и свою возлюбленную, только чтобы не разлучаться с ней. А вот строчки из сцены прощания романтического героя Конрада Валленрода с его возлюбленной Альдоной (А.Мицкевич "Конрад Валленрод"). Как он красноречив и как самоотвержен!
Любимейшая! На ладонях ждущих
Я унесу тебя в твою долину.
Есть много уголков в литовских пущах.
Средь беловежских чащ укрыться много,
Куда волненья гребни не дохлынут,
Не долетит военная тревога,
Ни вражеское злобное глумленье,
Ни горький звук мучительного стона...
Там, средь пастушьего уединенья,
В объятиях твоих, моя Альдона,
Весь мир забыв, начну я жизнь сначала.
Ответь, решись!..

Но для Эвтерпы Аполлоновны главное сейчас - это чтобы ты понял линию поведения романтического героя в романтической поэме - он никогда не привязан к вещам, способен ради нежного взгляда рисковать даже собственной жизнью и состоянием. Об этом она и расскажет в следующих постах...

29 сент. 2009 г.

Как написать романтическую поэму и развить в себе дар личной силы и свободы

Давно ушло в литературную историю течение романтизм, но романтика из жизни человека, видимо, не уйдет никогда. Нет такого мальчишки, который бы не мечтал стать благородным разбойником, ковбоем в диких прериях или рыцарем, защищающим слабых. Нет такой девушки, которая бы не мечтала о том, чтобы избранник ее не был похож на всех окружающих своей гордой силой, независимостью; чтобы их любовь не омрачалась мелким расчетом, хозяйственными дрязгами и сиюминутными заботами.

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы,
И что не дрогнет из рука
Разбить сосуд клеветника...
(А.С.Пушкин)

Наверное, такое отношение к жизни наивно, и с возрастом оно проходит. Как говорил поэт:
"Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред!"

Но когда мы становимся взрослыми, жалко нам этой красивой мечты, того, что жизнь как бы сводит нас с высоких ступеней романтики. В наш прагматичный век, когда романтические мечты почти не волнуют молодое поколение, и юноши мыслят себя не отверженными героями, а добропорядочными чиновниками, а девушки на пылкие отношения смотрят с практической трезвостью, вспомним еще одни строчки великого Пушкина:
"Блажен, кто смолоду был МОЛОД..."
Ни социальное положение, ни лучшая иномарка, нни даже вилла на Канарах не сделают человека по-настоящему сильным и свободным! Потому что
"душа вершит полет свободный!"

Попробуй разбудить в себе романтическую грезу - напиши романтическую поэму.
Эвтерпа Апполоновна поможет в этом...

"Он верил, что душа родная соединиться с ним должна..." - О романтизме

Литературные разминки должны были подготовить тебя к написанию... романтической поэмы. Настало время поговорить о литературном течении, которое называли "философией и искусством свободы", свободы безоговорочной и ничем не утесненной - о романтизме.
Словари определили "романтизм" как направление в европейском искусстве первой половины XIX века, выдвинувшим на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями.
...Недолго человечество грелось у камелька мирного семейного счастья. Свобода, бунт, грандиозные перевороты и катаклизмы - вот что становилось предметом изображения искусства конца XYIII-нач. XIX вв. Может быть, это связано с эпохой революций и освободительных войн?! Как бы то ни было, где теперь мирный поселянин, добродетельный отец семейства, целомудренный возлюбленный?! Личность героя снова укрупняется, нов отличие от классицизма герой становится значительным не в социальном плане - писателям совсем неважно, кто он - гранд или ремесленник!, а в плане своей личной свободы:
Над бурной далью темно-синих вод
Царит наш вольный, беспокойный род.
Везде, где ветер, где волна кругом,
Держава наша, наш свободный дом!
(Д.Байрон "Корсар")

Не знатный гранд, не государев министр, не герой, спасающий отечество, а корсар, пират, благородный разбочник, безымянный странник. Таинственность окутывает прошлое этого героя. Мы не знаем о нем ничего, не знаем, почему он бежит общества людей, почему он так гордо замкнулся в своем одиночестве:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во Вселенной
Без упованья и любви.
(М.Лермонтов "Демон")

Его возлюбленная также значительна не своим социальным происхождением, а силой любви, тягой к свободе, необыкновенно сильным и гордым характером. Но, к сожалению, земная любовь мужчины и женщины - героев нового литературного направления "романтизм" - чаще всего несчастна. Их любовь несет смерть возлюбленной... Почему же происходит именно так? Земная любовь является для героев нового литературного течения "романтизм" путами, которые они пытаются разорвать:
Она вскочила, бросилась к нему,
И сердцем погрузился он во тьюму.
Не смея прочитать в ее глазах
Тоску, не растворенную в слезах.
Волос, упавших светлая волна
была прелестной дикости полна.
Едва дышала грудь, где он один
На век всех чувств был полный господин.
Чу! Гулкий выстрел возвестил закат!
И проклял солнце в этот миг Конрад.
Он прижимал к себе - опять, опять -
Ту, что его пыталась удержать.
На ложе снес ее, свою любовь,
Взглянул, как будто, не увидит вновь.
Здесь было все, что в жизни он нашел.
Поцеловал, шагнул - Как? Он Ушел?
(Д.Байрон "Корсар")

Изменились не только герои и их возлюбленные, их взаимоотношения. Изменилось также и место действия. Теперь это редко город. Чаще всего, это пустынные, безлюдные места. Природа присутствует в романтических произведениях, но она иная, чем, например, в сентиментализме. Вместо мирных, приветливых рощ - суровые дикие дебри. Вместо веселого журчания ручейка - немолчный рокот океана. Вместо мирного деревенского домика - полуразрушенный замок или ветхая хижина отшельника.
Меняются и формы повествования об этом. Это не нравоучительный сентиментальный роман в письмах, не упорядоченная строгими законами классицизма драма. Излюбленный жанр романтизма - трагическая поэма, таинственная баллада, а если драматическое произведение, то - разрушающее все театральные законы...

Танталовы муки - О фразеологизмах из древнегреческих мифов

Очень увлекательное чтение - Древнегреческие мифы. А сколько мультиков мы смотрели по их сюжетам! А много ли запомнили из них?! - Попытаемся себя проверить:
Выбирайте ОДИН из трех правильный ответ.

Что такое "Танталовы муки"?
* муки неразделенной любви
* видит око, да зуб неймет
* попытка разрешить неразрешимую задачу

Что такое "Сизифов труд"?
* плодотворная работа
* труд на благо государства
* тяжелый бесцельный труд

Что такое "пряжа Пенелопы"?
* помощь, подсказка в чем-либо
* тянуть резину
* радостное ожидание

Что такое "между Сциллой и Харибдой"?
* попасть в безвыходное положение
* погнаться за двумя зайцами
* заманчивое предложение в одной и с другой стороны

Что такое "Троянский конь"?
* желанный подарок
* вещь, поразившая воображение
* подарок с подвохом

Что такое "Ахиллесова пята"?
* один из талантов человека
* чувствительное сердце
* уязвимое место

Что такое "песня Сирены"?
* ложное обещание
* предупреждение о чем-либо
* любовно признание

Что такое "Медуза Горгона"?
* образец женской красоты
* смешное изображение
* кого-нибудь устрашающее видение

Правильные ответы: видит око, да зуб неймет; тяжелый бесцельный труд; тянуть резину; погнаться за двумя зайцами; подарок с подвохом; уязвимое место; ложное обещание; кого-нибудь устрашающее видение

"На вот, возьми ее скорей!" - Про рифму


Придумать рифму не так-то просто. Иногда бывает так, как в стихотворении Джеймса Ривза "Рифма":

Корпели десять мудрецов
Над рифмой к слову "Азия",
Бумаги кучу извели,
Но рифму так и не нашли
И крикнули в конце концов:
- Какое безобразие!!!

А иногда так, что какая-нибудь рифма очень часто встречается и потому теряет свою выразительность и всем надоедает - становится банальной. О таких рифмах А.С.Пушкин писал в "Путешествии из Москвы в Петербург":
Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собой камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, верный и лицемерный, и проч.

А в "Евгении Онегине" поэт иронизирует:
И вот уже трещат морозы
И серебрится средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)


Попробуйте-ка самостоятельно придумать рифмы (продолжить начатое):
макароны-бароны-вороны-короны-Наполеоны-....
мавры-литавры-бронтозавры-...
дорога-...
плошка-...
розы-...
творенье-...
буфет-...
удивительный-...

Внимательно ли ты читаешь книжки?


Ну раз снова заговорили о сказках, то еще один тест на знание текстов сказок Александра Сергеевича Пушкина:

"У Лукоморья...":
"В темнице там царевна тужит, а..... волк ей верно служит"
Вопрос: какой волк ей верно служит: бурый? серый: черный? белый? грозный?

"Сказка о золотой рыбке":
Вопрос: сколько даров просил старик у рыбки: 5 (корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская), 4, 3, 2, 1?


"Сказка о царевне и 7 богатырях":
"Коль ты старый человек, ..... будешь нам навек..."
Вопрос: кем будет нежданный гость для семи богатырей: 1 - дядей, 2 - тятей, 3 - сыном, 4 - дедом, 5 - другом?

"Сказка о царевне и 7 богатырях":
"По утрам перед зарею выезжает погулять,
..... пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч у татарина отсечь,
Или вытравить из леса пятигорского черкеса..."
Вопрос: кого собрались стрелять братья-богатыри: 1 - серых уток, 2 - злого ворога, 3 - разной дичи, 4 - зверя-птицу, 5 - дикой птицы?

"Руслан и Людмила":
"....., покинув свой обед,
Копье, кольчугу, шлем, перчатки,
Вскочил в седло и без оглядки
Летит - а том за ним вослед.
"Остановись, беглец бесчестный!...
Презренный, дай себя догнать!
Дай голову с тебя сорвать!"
Вопрос: кто мчится без оглядки: 1 - Фарлаф, 2- Рогдай, 3 - Ратмир, 4 - Руслан, 5 - Черномор?

На сей раз ответы ищи в текстах сказок Александра Сергеевича!

Знатокам сказок парочка вопросов для разминки


Разомнемся? - Ответим на простенькие такие вопросы по прочитанным в детстве сказкам?
С удовольствием? - Начнем!
Задание первое: Угадай, кто написал сказки под следующими названиями:
Бременские музыканты
Сказки моей матери Гусыни
Дикие лебеди
Щелкунчик
Малахитовая шкатулка
Тень
Джельсомино в стране Лжецов

Задание второе: Героями сказок каких авторов являются следующие персонажи:
Золушка
Красная шапочка
Кот Мурр
Данила мастер
Ланцелот
Редиска


Правильные ответы: Задание 1. братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен, Гофман, Бажов, Шварц, Родари. Задание 2. братья Гримм, Шарль Перро, Гофман, Бажов, Шварц, Родари

28 сент. 2009 г.

Слова-"безобразники": Тест на нетрадиционное восприятие слов


После нескольких постов с чудесными лирическими стихами и прозой школьников, захотелось слегка похулиганить, отчего решила поговорить о "словах-безобразниках". Да, и такие есть в русском языке... То в них гласная чередуется, то написание изменяется... со временем, а то как начнут хвастаться своим происхождением - и дед-то у них француз, и папа - англичанин, а двоюродный брат - из татар. А то вдруг мало им покажется одного значения, они себе и второе, и третье присвоят! Вот и разбирайся потом, что они обозначают на самом деле!
Хотите протестироваться на нетрадиционное восприятие слов? - Милости прошу, попробуйте угадать слова из такого теста. Все они имеют не меньше двух значений!

1) Лживое дерево
2) Морская часть девушки
3) Виноградная часть руки
4) Водная часть времени
5) Глупейшая часть дерева
6) Денежное созвездие
7) Испорченная часть жизни
8) Старенькое сладкое блюдо
9) Стеклянная часть речного или морского дна
10) Царапающий инвентарь электрика
11) Железный номер программы
12) Горящая деталь автомобиля

Правильные ответы:
липа, коса, кисть, течение, пень/бревно, лира/лев, брак,бабка, банка, кошка, гвоздь, свеча

На желтом листочке тонком от нас улетает лето

Стихи Жени Девятовой:
Речка шлепала пятками -
Голыши круглощекие.
Обнимаются с каплями
Берега светлоокие.
Рассмеялась: фонтанчиком
Засверкали смешиночки -
Солнечным одуванчиком
Семицветки-песчиночки.
А река подпоясалась
Веткой ивы узорной...
И пошла переплясами...


Зацвело по дворам озорное,
расписное, веселое лето.
И несется широкой рекой,
И заманит куда-то с собой,
И не даст на вопросы ответа.Нарисует закат над домами,
Спать уляжется в гуще дубравы.
С неба звездочки сетью поймает,
И рассыплет росою на травы.
А попозже увидит случайно,
как с деревьев листва облетает,
И дохнет пожелтевшей печалью,
Закружится - и тихо расстает.


На желтом листочке тонком
От нас улетает лето.
Сентябрь - колокольчик звонкий,
Явился в осколках света.
Букеты поющих листьев
Дрожат на ветру остывшем,
Цветов заменяя кисти, -
Недавно когда-то живших.


Группа ДДТ исполняет свой хит "Оcень":

Мемуары... об Италии

Два часа полета показались мне бесконечными. Постепенно надоело смотреть в овальное окошко и следить взглядом за извивами дорог и рек... Но вдруг лучик яркого света брызнул в глаза, пару секунд ничего не было видно. С трудом взглянула вниз и замерла от удивления... Сотни, тысячи солнечных лучей отражались на светлой, зеркально бирюзовой поверхности моря. и резвясь, они, казалось, манили меня к себе. Я все смотрела и смотрела вниз, постепенно словно сливаясь с ними. Я становилась частичкой чего-то невероятно и волшебно прекрасного! Я забыла про усталость и про все, что тревожило меня... Я не заметила, как самолет приземлился в аэропорту города Анкона...
(Катя Киселева, 13 лет)
Как руки, ветки смуглые ломая,
Ладони листьев комкая, сжимая,
Деревья от жары изнемогая,
Смешливый ветер силятся поймать...
Вздох облаков, сомлевших, мягких, сонных,
Над морем небо распростерто томно...
Лохматые взъерошенные волны,
Как псы, лицо бросаются лизать...
Холмов лесистых груди неподвижны,
Все тонет в вялой тишине застывшей,
Мотив шершавый шепчут еле слышно
Сухие губы дряхлых, бледных скал...
Италия... Лен, ласточка, лилея...
Твой ломкий локон ласково лелею,
Твой легкий голос льется, Лорелея,
Искристой негой пенистой в бокал...

(Даша Кулеш, 15 лет)

Грустная итальянская мелодия в исполнении Хворостовского:

24 сент. 2009 г.

"Опять гармонией упьюсь..." Рождаются стихи

Рождаются стихи. Незаметно, нечаянно, непроизвольно. Просто впечатления переполняют душу и переливаются через край, томно, вяло сочатся "золотистого меда струей" или мгновенно срываются с губ, выскакивают "как маленькие черти", как солнечные брызги...
Рождаются стихи. Расправившие черные крылья строки на невыносимо белом листе.
Черное и белое. Что может быть проще и таинственней?.. - так написала в 14 лет Кристина Холодова.

Растворилось сердце в нежности,
Все тревоги вдаль ушли.
И в заоблочной безбрежности -
Отражение земли.
Чуть глава прикрыв ресницами,
Встану в солнце засмотрясь:
Радуг огненными спицами
Сплетена цветная вязь.
И большой и малый мир -
Колосок пшеницы - сказочен,
На земле - следов пунктир...
Я люблю просторы дальние:
Горизонты, облака...
Русской нет судьбы печальнее,
Но печаль у нас легка.
И моя душа огромная
Все вместит и все пойме,
Лишь бы жило то укромное,
Что дарует мне полет
(Ксюша Сопронюк, 14 лет)

23 сент. 2009 г.

"В замке старинном ...": и снова о балладе


- Добрый день!
Впрочем, если вы читаете эти строки вечером, то
- Добрый вечер!
Ну, а если ночью, то
- Доброй вам ночи!
Ночь - лучшее время, - так считает Валя Федотова (15 лет). - Лучшее время для взгляда на звездное небо, для прогулки по улицам, для написания музыки и поэтических строк...
Ночью пишется обо всем. рука так и тянется описать сказочные замки и рыцарей Средневековья и драконов...
Иногда рифмы, звуки и таинственные образы сплетаются в причудливый рисунок. И тогда рождаются очень личные стихи, в которых слова, может быть, не самое главное. Так пишутся баллады...
Он звенел то тихо,то громко.
Он будил во мне светлого зверя.
Я боялась его и стыдился,
Что ему до конца я не верю
Море жадно скалу целовало,
Упиваясь бешеной страстью.
Но скала оставалась холодной,
Убивая надежду на счастье.
Если вдруг заблудиться решишься,
Ты держи направленье на свечку,
Что в окне для тебя я оставлю,
Не надеясь на скорую встречу.
Мокрый мох тебе станет постелью,
Дождь тебе колыбельною станет.
Головы твоей жаркой коснется
Дева в белом своими устами.
Дом стоит у забытой дороги,
В глубине позабытого леса.
В этом доме мы жить с тобой будем.
Ты - мой принц, я - служанка-принцесса.
Отложи свои новые весла.
Ветер приведет тебя к месту.
На мосту тебя девушка встретит -
Дальше вы отправитесь вместе.
Светлый зверь покидал меня утром.
Светлый зверь приходил ко мне в полночь.
Предвещая его появленье,
В тишине звенел колокольчик...

22 сент. 2009 г.

Жанр? - Притча


Говоря о жанре "притча", мы думаем, что это некоторое иносказание, образный рассказ, но в отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Притчи о любви, о жизни, о небе, о птицах..., кажущиеся на первый взгляд такими простыми, несут в себе настоящую мудрость. Нужно только прислушаться... "Самое главное - не пытайтесь найти истину в словах этих притч, потому что слова только указывают на истину, но никогда ей не являются. А истина находится внутри Вас".

Дима Касаткин в 15 лет написал об этом удивительном жанре "притча":
Мерцающие крупинки древней литературы люди бережно пронесли из века в век. Теперь твоя очередь - дай руку. Только осторожно, не рассыпь. Вот так... Скажи, что для тебя Восток? Для меня - томная витиеватость, замысловатость и спокойная созерцательная мудрость. Именно там, на Древнем Востоке возник причудливый жанр притчи - там собирались люди в кофейнях и чайных специально для того, чтобы послушать рассказчиков. "Притча" означает "шарада", "загадка", которую может разгадать только тот, кто не стремится распутать все природные переплетения и взаимосвязи, осознавая, что мир можно познать лишь в его неповторимой целостности. Ведь небо и земля, слеза и капля росы, песчинка и звезда неразрывно связаны между собой... Вы это замечали?


А вот, собственно, какую притчу написала Даша Кулеш в свои 15 лет:
Мягкое перышко, упавшее с белоснежного крыла, сонно вилось в воздухе, вяло вздрагивая. Ветер укачал его в своих легких руках, все вокруг помутнело и закружилось... Внизу ясноглазой свежестью сияла земля, омытая весенним дождем. Но перышко ничего не замечало, ему только слышался шершавый шелест высохшей осенней листвы. В полубеспамятстве оно опустилось на влажную рыхлую землю. Оно и не заметило, как его подобрала и принесла в свое гнездо, выстланное мхом и пухом, маленькая бойкая птица с коротким клювом. Но вдруг снова подул ветер. Перышко встрепенулось и.... взлетело ввысь, в распахнутое настежь небо. Оно снова захлебнулось пьянящей радостью полета. Ему вспомнились плавные и упругие, как изгиб радуги, взмахи белых крыльев и бесконечность, расстилающаяся вокруг...
Внезапно ветер, устав, затаил дыхание и осторожно опустил первышко на дорогу... Оно вздохнуло в последний раз и замерло. Деревянное колесо охрипшей телеги навсегда жестко придавило его к земле.
Когда-нибудь я тоже разучусь летать...

Любовь с точки зрения... школьных предметов


Для каждого любовь - это что-то свое. Это чувство нельзя подогнать под одно определение. Одно можно сказать точно: любить умеют все, любви "все возрасты покорны"... А какое отношение любовь имеет к школьным предметам?! Школьницы Ксюша Щербино и Лена Чурмаева задали вопросы своим учителям, что же такое любовь с их точки зрения...

...Русского языка:
- Любовь - существительное третьего склонения, нарицательное, но одушевленное.
- Если душа есть в слове и человек любит, то он окрылен.

...Литературы:
- Отношения одного живого существа к другому (независимо от пола) при наличии высокого уровня духовности.
- Вся мировая литература пытается объяснить это столько веокв, а вы у меня спрашиваете!

...Истории:
- Любовь?.. К Отечеству!

...Химии:
- Химическое взаимодействие веществ двух противоположных классов.

...Физики:
- Полет души!

...Биологии:

- Букеты цветов, трели соловья, весенние запахи... во имя продолжения рода.

...Информатики:
- Иногда мне кажется, что компьютер живой, и когда он вдруг зависает, я думаю, что он... влюбился.

Литературная солянка из трех блюд


Проведенный опрос "Откуда (из чего) вышел Достоевский?" не привлек особого внимания читателей блога. Ответов за пять дней получено четыре. Но зато как разнообразна палитра мнений - из Брянска - 25% ответов, из другой комнаты - 25%, и лишь половина опрошенных (50%!) :-) ответила правильно - конечно, из "Шинели" Гоголя!
Спасибо, умницы и умники! Участвуйте в следующих мини-опросах на литературные темы. Сегодня приготовлена вкусная пища для размышлений: настоящий обед из трех блюд. Дерзайте! Приятного аппетита!
Задание первое, оно же "Закуска":
Кто из русских писателей вывел новую диковинную породу лошадей? - выполняется справа в "Опросе", где надо выбрать правильный ответ
Задание второе, оно же "Первое" и "Второе":
Угадайте автора и произведение:

На столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было...

Вошел. И пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окрававленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страстбурга пирог нетленный,
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым...

Задание третье, оно же "Десерт":
Ответьте на вопрос "Каким лицеистам-одноклассникам Пушкина посвящены эти строки:
Писатель за свои грехи
Ты с виду всех трезвее.
вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

Мой брат родной по музе, по судьбам...

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно...
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

Я жду тебя, мой запоздалый друг...

На днях произошла величайшая борьба между двумя монархиями. Тебе известно, что в соседстве у нас находится длинная полоса земли, называемая Бехелькюкериада, производящая великий торг мерзейскими стихами, и, что еще страшнее, имеющая страшнейшую артиллерию...

Правильные ответы ищите в Мастерской писателя: Лирическое стихотворение

"Дайте Вове бутерброд!": Школьные частушки


Школьная жизнь полна неожиданностей. Кроме пятерок и двоек ее наполняют огорчения и счастливые минутки совершенно другого рода, - написала Нина Хорева в 13 лет. - Жизнь в школе бурлит и кипит, ни одного дня не проходит без удивительных ситуаций, слухов и даже срывов уроков. А еще школьная жизнь полна разных смешных историй и случаев, именно про это школьники из города со звенящим названием Гусь-Хрустальный слагают... частушки...

Горе горькое у Тани.
Всем Танюшку жалко -
Из дыры в ее кармане
Выпала шпаргалка

По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день,
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену лень

Он толкается в буфете,
Пробивается вперед.
Пожалейте Вову, дети.
Дайте Вове бутерброд!

Костя сплетни узнает,
А потом разносит.
Всем по сплетне раздает,
Хоть его не просят

Есть у Вовы голова,
В ней от мыслей тесно.
Но любимые слова:
"Тили-тили-тесто"

21 сент. 2009 г.

Маленький, веселенький... из пяти строчек: Лимерик


Наверняка в детстве бабушки и мамы читали своим детям смешные, пятистрочные лимерики в переводах Самуила Яковлевича Маршака:
Один господин из Даугав Пилса
Нечаянно в чайник свалился.
И так он злился
И так кипятился,
Что чай сам собой заварился.

Одна хохотушка девица
Любила кататься на львице...
Признаться вам честно,
Девица исчезла,
Зато улыбается львица

Одетый сарделькой солдат
Отправился на маскарад,
Но, встреченный догом,
В костюме съедобном,
Увы, не вернулся назад


Вот что про лимерики как поэтический жанр написал Сережа Алексеев (15 лет):
Живет в мире некий стишок
Размером в четыре-пять хохменных строк.
А кто его мерил,
Маршак или Кэррол,
Об этом пока что молчок.

Автор не случайно упомянул Самуила Яковлевича. Его-то можно считать самым толковым переводчиком иностранного юмора, в частности, некоторых лимериков г-на Кэррола... "Лирики не пишут лимерики", а вот для американских тинейджеров они стали традицией, с переводами их творчества я и хочу вас познакомить. Предупреждаю, я все же не Маршак!
Живет себе в свете девочка Света
Живет чуть быстрее скорости света,
В полдень вдруг испариться,
По Эйнштейну случиться,-
И вернется ВЧЕРА до рассвета
(Майк, 5 класс, Бентли-скул, США)
Жила-была муха по имени Берти,
Сидела в каком-то сладком десерте...
Не в своем интересе
Прибавила в весе...
Что ж, муха - маньяк, а пирожное - жертва?!
(Сара и Джессика, 5 класс, Бентли-скул, США)


Попробуйте сами сочинить такое стихотворение-лимерик о себе или о своих новых приятелях, с которыми вы познакомились в летнем лагере. Начать можно с таких слов:
Жил на свете мальчик Петя...
Жил один...
Одна дама из города Пушкино...

"На фоне Пушкина и птичка вылетает..."


Юра Герцик в 15 лет написал об октябрьских встречах друзей А.С.Пушкина: "У друзей Александра Пушкина была традиция - праздновать день лицейской годовщины. Каждый год 19 октября все, кто учился вместе с ним в Царскосельском лицее, собирались, чтобы вспомнить время, когда они были юными, совсем еще мальчишками. Пушкин к этому дню писал стихи: "Роняет лес багряный свой убор...", "Бог помочь, друзья мои...", "Усердно помолившись Богу, Лицею прокричав "ура" Александр Сергеевич любил своих друзей, всегда помнил о них и посвятил им много теплых строк..."
Вот, например, Дима Пионтковский (15 лет) написал о своем друге:
Антон! Ты друг мой самый лучший,
таких, как ты, мне не найти.
Ко мне ты добр, к врагам - колючий.
Со мной готов хоть в бой идти.
В беде меня ты не оставишь,
Списать мне дашь всегда.
И на уроке ты подскажешь.
Ведь ты мой друг на долгие года.
Не раз меня ты выручал,
В проделках ты мне помогал.

Всегда, когда мне было плохо,
Ты приходил ко мне, Антоха!

Хвалебные песнопения: Дифирамбы


Когда вам хочется похвалить друга или подругу, которые помогли во время контрольной,вы можете сделать это, воспользовавшись необычной формой в стихах. Какой жанр для этого выбрать? С древних времен восхваляли Богов на праздниках хвалебными песнопениями. Дифирамбом назвали такую стихотворную форму в честь Бога Дионисия. Возник этот жанр в Древней Греции на празднике в честь все того же Бога, а позже дифирамбом стали называть хвалебную песнь кому-либо отличившемуся. - Так написал пятиклассник Паша Куколев об интересном кратком жанре, а Оля Пустовалова "спела" свой дифтрамб друзьям-одноклассникам:
Мои друзья, как жить без вас?
Кто мне поможет в трудный час?
За все я вас благодарю -
Любовь и верность отдаю"


Но дифирамб можно написать и в честь города, вот так, как это сделала двенадцатилетняя Оля Новикова:

Склоняю пред тобой колени,
Моя ты вечная Москва.
Твой образ милый, незабвенный,
Храню я в памяти всегда.
пуская зима придет так скоро,
За ней весна и лето вдруг,
Но никогда не постареешь,
Мой милый город, лучший друг

Эпиграммой платим дань веку дуэлей и кринолинов


Эпиграмма - вслед за словом тянется кружевная тень 19-го века с чернильным профилем А.Пушкина на полях: "Благоговею перед созданием Фауста, но люблю эпиграммы"...
Именно Александр Сергеевич подарил этому жанру то очаровательное изящество, за которое его любят и поныне. Это изящество, меткость, легкость, остроумие - все слитое вместе в коротком стихотворном послании - вот что такое эпиграмма. Веселые и едкие, злые и "беззубые", они то и дело вспыхивают на страницах книг, журналов,а то и просто на крошечных клочках бумаги, тайно передаваемых из рук в руки. Их пишут все - от знаменитых актеров до обиженных друг на друга школьников, пишут, невольно платя дань веку дуэлей и кринолинов, пишу, каждый раз заново творя в себе Пушкина... - Так написали о жанре эпиграммы 17-летние Катя Панина и Таня Манучарова. А вот и сами эпиграммы, написанные школьниками:
Вот он, жестокий человек,
Ему чужды идеи гуманизма.
Он враг всех благ, он наш изъян.
Ну как не дать списать всем нам?!
(Ира Бадмажапова и Света Лыктыпова, 12 лет)

Иногда - он друг хороший,
Иногда - драчун он злой.
Иногда проходит мимо,
Иногда поддаст ногой!
(Андрей Карпов, 9 лет)

Учителю информатики:
Компьютерщик класса высокого -
Предмет воздыханий девиц,
Мечтающих чаще быть около
...его электронных таблиц!
(Валя Данилов, 14 лет)

16 сент. 2009 г.

Выум.... "Бобэоби пелись губы"



Выум - это изобретающий ум, - так написал когда-то одержимый стихией языка, магией словотворчества, идеями слияния математики и искусства Велимир Хлебников. И еще:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
(1908-1909)


А если и тебя мучает Слово? Если просится и рвется наружу обрывками мыслей и строк? - Сотвори что-то свое. Пусть даже в прозе...

Вера Пузакова, 16 лет:
Сюжеты, сюжеты, мысли, мысли, письма, сказки, очерки, эссе, рассказы... Чем больше я работаю, тем больше все сливается в один абстрактный, бешеный танец, отдельные па которого выбиваются из общего ритма, становясь находкой или излишеством. К четвертому часу чтений и поисков целостности рождается идея, - Изобретающий Ум, которая, спотыкаясь и заканчиваясь, обретая реальную краткую форму, становится Темой, Словом, Началом... Или, наоборот? Увиденное, услышанное, где-то подхваченное, подсказанное кем-то словосочетание дает Имя. Или опять наоборот? Не знаю. Все пока так смутно, неверно, туманно, как Любовь...

На смерть мухи... Пишем эпитафии


Порой наша с вами жестокость не знает границ: мы отправляем в мир иной братьев наших меньших мимоходом, не замечая, занимаясь чем-то более существенным. И используем для этой несанкционированной казни все, что подворачивается под руку: вплоть до старых рваных тапок. Невинные мученики умирают, не успевая издать ни писка... Но есть еще поэты, которым свойственно сострадание к ближнему. И они пишут свои эпитафии тем, кого уже не вернешь. Последнее "прости" - мухам, комарам, тараканам и слепням: "Покойтесь с миром!"
Попробуем написать эпитафию на смерть Мухи так, как это сделали вот эти ребята:

Красотою ты блистала
Своих крыльев, глаз и лапок.
Жертвой страшной силы стала
Двух дырявых, старых тапок
Андрей Краснов, 12 лет


Молчал Олимп. Молчало небо.
Сквозь сумрак - пифий голоса.
Уж месяц без питья и хлеба
Она жила, но - чудеса!
Она жива, хотя всего лишь Муха...
Увы, пришел положенный ей рок.
Взмахнула крыльями,
упала вдруг без звука -
Свобода есть! Но кончен жизни срок.
Андрей Белов, 14 лет

Ты мне всю жизнь надоедала,
Но я тебя не замечала.
И наконец, настал твой час,
Достала ты меня сейчас!
И - шлеп!.. Покойся, милый прах,
Пропал к тебе мой вечный страх!
Лена Павлова, 12 лет

Здесь покоится Муха, У которой оторвано ухо.
Она лапкой шевелила,
А мама бедную убила!
Юля Яхиен, 12 лет

Тихо, листья,
Не шуршите,
Муху Нюрку
Не будите!
Юля Скворцова, 11 лет

О, бедный таракан,
Ты умер оттого, что ты был скуп.
Съедал ты все, что попадалось в лапы,
Не разбирая, можно ль это съесть...
Катя Кусакина, 11 лет

Под завесою тумана,
Под небом бурь, среди степей,
Стоит могила Таракана
В горах Шотландии моей.
И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер.
Здесь его могила.
Он не рожден был для людей.
Таня Бочкарева, 11 лет

Там, где колышутся волны глубоких озер
Там, где дубравы стоят неприступной стеною,
Высится камень средь однодневной листвы и лишайников вечных,
надпись на камене том суровым рельефом гласит:
"Путник, замедли свой шаг!
Здесь под сим камнем здоровым мирно покоится Слепень
Огромный, убитый рукой беспощадной.
Путник! Утри ты слезу и не забудь о великих героях!"
Паша Куколев, 12 лет


Рисунок Беллы Прибыловой, 17 лет

13 сент. 2009 г.

Единое окно в мир литературы

На веб-сайте ФЦИОР и Министерства науки и образования в разделе Каталог, Литература размещены интересные материалы для подготовки к урокам Литературы и экзаменационным проверкам - информационные модули, тренажеры с с видео и аудиоматериалами, красивыми иллюстрациями, криптограммами, загадками, шарадами, паззлами.

Учителя могут использовать эти модули для иллюстрации своего собственного рассказа о жанрах, авторах, направлениях в культуре и истории литературы.
Ученики 5-11 классов, сидя за домашним компьютером, могут готовиться к урокам и заниматься самопроверкой собственных знаний. Тесты и статистика - позволяют увидеть результаты самопроверки.

Катерина

Я помню этот журнал. Он был замечательный. Стихи, рассказы, повести, написанные детьми, иллюстрации к этим произведениям, сделанные юными художниками. Все было очень интересно

9 сент. 2009 г.

Здравствуйте, недоросли!

Зашла сегодня на сайт Агентства ЮНПРЕСС. Нашла странички Митрофанушки, персонажа, который является главным действующим лицом на страничках журнала "Недоросль", "написанного и нарисованного детьми для детей"

"Недоросль" это журнал, написанный и нарисованный детьми для детей
Он создавался в начале 90-ых как журнал для творческих ребятишек, умеющих писать стихи и прозу, или еще только делающих первые шаги в литературном творчестве.

Название свое журнал получил... от самого, можно сказать, Фонвизина, который когда-то написал пьесу под таким названием

Слово "недоросль" обозначало любого дворянина, не достигшего совершеннолетия. Сегодня, скорее, этим словом иногда называют теперешних "несовершеннолетних".
Related Posts with Thumbnails

Школьный сектор

bibliomedia.gif