15 нояб. 2009 г.

С чего начать работу над школьной газетой?


Если вы уже придумали название школьной газеты или газеты класса(например, "На связи - гении!", "Клякса", "Служба детских новостей", "Читающие подростки", "Книжки от Мышки" и др.), то - с разработки модели! А это означает, что надо продумать, как часто издавать газету, и лучше, если она выходит достаточно часто, но небольшого формата (размера).
Что же такое модель газеты? - Это продуманная совокупность содержательных особенностей издания, выработанная на основе потребностей читателей, что понимается так - система рубрик, форма газеты, элементы оформления, периодичность. Прежде всего, решим, для кого будет выпускаться наша газета? - Для учителей? Для одноклассников? Для родителей? Для всей школы? А, может быть, газета будет посвящена просто любителям книг и чтения?
Выберем потенциального читателя, поймем и дальнейшее моделирование газеты: рубрики, темы, язык...
Рубрики - раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Например, к рубрикам отнесем: "Мнения", "Тревожная новость", "Репортаж", "Веселые фотографии"... Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе. Желательно, чтобы постоянные рубрики появлялись из номера в номер на одном и том же месте. Это облегчит читателю поиск понравившихся материалов в дальнейшем.
Жанры в газете - Поскольку самое главное для журналиста-газетчика - это умение мыслить фактами, то в зависмости от формы подачи этих фактов различаются и жанры:
Информационные:

Информация - краткое сообщение особытии (что? где? когда?)
Заметка - сообщение о событии, отражающее мнение (эмоциональное) о нем корреспондента
Отчет - расширенное сообщение о событии, излагающее его ход в хронологической последовательности (например, об официальном мероприятии)
Репортаж - рассказ коореспондента-очевидца или участника событий(что? где? когда? как?)
Интервью - беседа корреспондента с собеседником. Имеет несколько форм: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-конференция.
Экспресс-опрос - это, скорее не интервью, а жанр, близкий к репортажу

Аналитические:

Корреспонденция - о событии, в котором корреспондент, отвечая на вопросы: что? где? когда? произошло, пытается разобраться, в причинах события, осмыслить факт, явление, случай
Статья - ответ на те же вопросы, что и в корреспонденции, но анализ строится, наоборот, на конкретных примерах.

Сатирические:

Фельетон - как и статья, анализирует явление (лень, жадность, зависть), но - на конкретных примерах
Юмореска - заметка о веселом происшествии или вымышленный сюжет по поводу веселых событий

Литературно-художественные жанры:

Зарисовка - жанр, очень похожий на репортаж, в репортаже корреспондент рисует само событие, а в зарисовке человека в конкретной ситуации. Существует два вида зарисовки: литературный портрет и пейзажная зарисовка
Очерк - жанр, совмещающий в себе корреспонденцию (или статью) и литературный портретЭто тоже показ человека через его поступки, но не только через восприятие автора, как в зарисовке. Тут необходим анализ мнений о нем многих, разных людей. Бывают и очерки о природе (совмещаются статья (корреспонденция) и пейзажная зарисовка.
В одном материале часто используются различные газетные жанры, журналист часто не задумывается над тем, в каком он жанре пишет, когда излагает факты. На практике вообще не бывает чистых жанров. Но знание различных способов подачи материала помогает корреспонденту расширить свои возможности, редакции - более точно формулировать задание, а материалам в газете - быть разнообразными!

Подробнее о литературных жанрах для создания школьного литературного журнала:
Сонет
Былина
Басня
Баллада
Сказка
Лирическое стихотворение
Хокку

(По материалам кн. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете/Авт.: Цымбаленко С.Б., Быховский Я.С., Кузин Е.Ю., Кулакова Н.Л., Щеглова С.Н. и Ястребцева Е.Н.. - М.: ЮНПРЕСС, 1997, с.194)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails

Школьный сектор

bibliomedia.gif